Преображение Господа нашего Иисуса Христа

20.08.2016

Проповедь настоятеля прихода протоиерея Федора Повного за праздничной Литургией в Троицком Храме

 

Дорогие братья и сестры! С праздником Преображения Господня! 

Преображение – какой чудный праздник! Праздник, который свидетельствует о духовом прообразе человека, о его духовном совершенствовании. Одна из предпраздничных богослужебных стихир призывает нас «измениться лучше изменения», чтобы достойными взойти на гору Фаворскую и видеть Славу Преображения. Но как это возможно, скажем мы. Можно ли  за короткий срок этих предпраздничных дней изменить себя? И просто одним посещением её невозможно достичь совершенства. Церковь завет нас к иному, к духовному восхождению на гору Фаворскую – восхождению нравственному, восхождению сердцем и благой христианской мыслью.

В праздник Преображения Святая Церковь вспоминает событие Преображения Господнего и указывает нам путь, путь нашего собственного преображения. Господь взошел на гору Фаворскую, как говорит евангелист, чтобы помолиться, и взял с собою только трех Своих учеников. Евангелист перечисляет последовательно: Петра, Иакова и Иоанна.

Петр был взят на Фавор, как камень веры. Господь сказал ему: «На сем камене созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее».

Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют апостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал. «Любите не словом или языком, но делом и истиною»,— говорит он в своем послании в третьей главе семнадцатым стихе. Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Любовь помогала ему в течение всей его жизни, и особенно в изгнании на остров Патмос.

Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков — образец терпения.

Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору. Но кроме этого, Господь преобразился перед избранными Своими учениками Петром, Иоанном и Иаковом для того, чтобы укрепить их веру в то, что Он истинный Бог, что Он добровольно принимает крестное страдания для нашего спасения. И для того, чтобы через трех  этих учеников сделать веру достоянием Своей Церкви. В то же время Своим Преображением Господь подал пример для нашего личного преображения, необходимого для вхождения в Его царство.

Eще следует помнить, что Божий закон преображения действует во всем мире: как в мире физическом, так и в мире духовном. Вот тот виноград и фруктовые плоды, которые мы освещаем в праздник Преображения – это преображение бездушной природы. И  посмотрите:  из земли, из смрадных удобрений солнечные лучи, вода и воздух при некотором участии человеческого труда действием Святого Духа произрастают плоды для нашего питания и наслаждения.

Святой Дух также произрастает из зловонной страстями нашей души благоухающую добродетель. Только следует не забывать, что мы люди, существа сознательные и свободные, что преодолевая наше земное порабощение, мы должны участвовать в преображении и своими собственными силами, чему нас научил Христос Спаситель в Своем Преображении.

Святитель  Иоанн Златоуст говорит, что никогда  из нашей памяти не должен выходить образ благоразумного разбойника, который «во едином часе рая сподобился». Он смог уже на кресте изменить себя лучшим изменением. Нам всегда содействует и помогает благодать Святого Духа, особенно в нашем стремлении к  духовному совершенствованию.

Поэтому подумай, если ты, человек, жесток, стань милосердным — это будет доброе изменение. Если ты, человек, любишь только самого себя, научись любить своего ближнего, как самого себя — это будет достойной переменой. Если жизнь приносит тебе скорби и печали, и ты с большим трудом переживаешь их бремя, то вспомни слова Самого Господа нашего Иисуса Христа: «в мире скорбны будете, но дерзайте». Только дерзая, мы научимся терпению. Если мы сумеем изменить себя лучшим изменением, то есть изменением к лучшему, то мы несомненно окажемся достойными духовно взойти на гору Фаворскую и видеть, созерцать в своем сердце и душе Славу Преображения Господня.

Но мы знаем, что изменения могут быть разными. О преобразившемся Господе сказано, что вид лица его изменился, и одежды его сделались белыми, блистающими. И мы иногда полагаем, что одеть себя в хорошие одежды и так изменить свой образ достаточно. А иногда, к чему особенно любит прибегать женская часть нашего общества, считается достаточным изменить свое лицо с помощью косметических средств.

Несомненно, не о таком изменении говорит Святая  Церковь, и не к такому изменению мы призваны. Церковь зовет нас к чистоте души и тела. Она призывает нас к тому, чтобы мы своим светлым лицом, и добрыми очами радовали наших ближних, находящихся может быть в большей скорби, чем мы сами иногда бываем.

Потому мы должны помнить и понимать, что праздник преображения зовет нас, прежде всего, к изменению нашего внутреннего образа. Сейчас это особенно удобно, потому что сейчас пост, Успенский пост, есть время покаяния, время преображения. Этот пост посвящается Пресвятой Богородице, и Сама Пречистая Дева Мария станет помощницей в нашем духовном совершенствовании. Вот только постараемся соделать себя достойными видеть  Фаворский свет через таинство покаяния, через очищение себя от грехов, и сподобимся вместе с Церковью восклицать: «Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!»

Вот к таким мыслям, дорогие, пусть устремляются наши сердце и разум, и Господь преобразившийся во Славе по молитвам Пресвятой Девы Марии окажет нам всесильную помощь в нашем духовном совершенствовании, очищении и преображении.

Фоторепортаж Олега Дыбова