Святая Троица.

18.06.2019

Когда говорят о Святой Троице перед глазами предстает небесного цвета и света образ трех ангелов, который изобразил Андрей Рублев. Великий иконописец написал этот образ по заказу Никона Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре. Есть два мнения историков о дате создания иконы: 1411 год – написана для деревянного Троицкого собора либо 1425-1427 – написана одновременно с иконостасом для нового каменного Троицкого собора.

Почти пятьсот лет икона находилась Троице-Сергиевой лавре и неоднократно поновлялась, в 1911 году с нее были расчищены верхние наслоения, а в 1918-1919 годах произведена окончательная расчистка, после которой признали недопустимым закрывать икону окладом. В 1929 году из загорского историко-художественного музея икона Андрея Рублева «Троица» была передана в Третьяковскую галерею, где и поныне является ее сокровищем.

Вначале в Церкви, видимо, главенствовало понимание библейского текста гостеприимства Авраамова в смысле Богоявления Аврааму Господа и двух ангелов. Постепенно желание видеть в этом Богоявлении трех ангелов, своим числом «три» символически выражающих триипостасность Божества, привела к созданию образа трех странников, сидящих за столом и заключенных в сферу. Наклон головы среднего ангела, который ввел Андрей Рублев (до него голову склоняли лишь боковые ангелы) порождает эффект кругового движения, того жизненного движения, которое приводит к пониманию единства Божественной сущности, а не к выделению характера каждого из трех лиц Святой Троицы. Изображаются три в единстве, а не трое. Светоносный колорит с использованием золота, сиянием охр, нежных оттенков зеленого, розового и сиреневого, небесный (рублевский) голубец, тонкий ритм линий в единстве с совершенной композицией порождают образ неземной красоты, небесной гармонии. Различные мнения исследователей об идентификации каждой фигуры в иконе Андрея Рублева свидетельствуют о том, что иконописцу удалось достичь поставленной цели: изобразить триипостасность Бога, а не три ипостаси. В этом и состоит догматический смысл иконы как образного выражения догмата о Святой Троице, воплощенный идеальными художественными средствами.

Нельзя не привести отрывок из статьи П.Флоренского «Троице-Сергиева лавра и Россия». Он пишет: "Нас умиляет, поражает и почти обжигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число "три", не чаша за столом и не крила, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального [познаваемого только разумом – ред.] мира, и нам, в порядке эстетическом, важно не то, какими средствами достиг иконописец этой обнаженности ноуменального и были ли в чьих-либо других руках те же краски и те же приемы, — а то, что он воистину передал нам узренное им откровение.

Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, "свышний мир" горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь — более небесную, чем само земное небо, да, эту воистину пренебесную лазурь, несказанную мечту протосковавшего о ней Лермонтова, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг пред другом покорность — мы считаем творческим содержанием Троицы.

Человеческая культура, представленная палатами, мир жизни — деревом и земля — скалою, — все мало и ничтожно пред этим общением неиссякаемой бесконечной любви: все — лишь около нея и для нея, ибо она — своею голубизною, музыкой своей красоты, своим пребыванием выше пола, выше возраста, выше всех земных определений и разделений — есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего. Андрей Рублев воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально-твердое и непоколебимо-верное видение мира. Но чтобы увидеть этот мир, чтобы вобрать в свою душу и в свою кисть это прохладное, живительное веяние духа, нужно было иметь художнику пред собою небесный первообраз, а вокруг себя  земное отображение, быть в среде духовной, в среде умиренной. Андрей Рублев питался как художник тем, что дано ему было. И потому не преподобный Андрей Рублев, духовный внук преподобного Сергия, а сам родоначальник земли Русской Сергий Радонежский должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти". 

Именно такая иконописная догматическая доминанта в русском церковном сознании, явившаяся результатом подвига преп. Сергия и творчества Андрея Рублева, уберегла Русь от соблазна Унии и помогла твердо отстаивать богословские позиции в вопросе о filioque. Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века, когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и "пресловущие греческие живописцы"».

Эпоха конца XIV - начала XV столетия, в которой жил и творил Андрей Рублев, была выдающейся по своему исключительному значению в истории Русского государства. Она знаменовала собой возрождение национальной культуры в связи с созревшим в сердцах людей стремлением к объединению всей Руси для свержения монголо-татарского ига. Православная Церковь играет в это время крупнейшую роль в деле созидания русской государственности и национального объединения. Ее глава - митрополит - переезжает из Владимира в Москву и тем самым подчеркивает значение Москвы не только как государственной, но и как церковной столицы. В таком историческом контексте Андрей Рублев создает икону Святой Троицы.

Таким образом, икона Святой Троицы, с одной стороны, явилась результатом духовной и исторической жизни русского народа, а с другой — задавала цель духовных и исторических устремлений к единству, взаимной любви, к преобладанию горних ценностей над дольним. Величие нравственно-идеологического значения творения Андрея Рублева в том и состоит, что образ Святой Троицы соединил прошлое народа, его духовный опыт и будущее как общее национально-государственное целеполагание.

Екатерина Ефимович по материалам Н.Шередега. Образ Святой Троицы Андрея Рублева. https://www.tg-m.ru/articles/3-2013-40/obraz-svyatoi-troitsy-andreya-rubleva

Фото с Престольного праздника Свято-Троицкого храма: Олег Дыбов