Слово настоятеля Всехсвятского прихода протоиерея Федора Повного в день Воздвижения Животворящего Креста Господня на Божественной Литургии в Храме праведного Иова Многострадального.
— В сегодняшний день, мы, православные христиане, торжественно и молитвенно переживаем праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Почитание креста относится уже к первому веку. В послании апостола Павла к Коринфянам (1Кор, 1, 24) говорится, что «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия». Когда мир своей мудростью не знал Бога, Господь явил, казалось бы, безумие: Невместимый вместился в мир, Невидимый стал видимым, Безвременный вошел во время, Неприкасаемый стал прикасаемым. Этим безумием с точки зрения философии нашего мира уничижением своим Бог спасает нас для вечности.
Мы с вами знаем, какие страшные гонения на христиан были в первые века. Святыни подвергались кощунственному поруганию и уничтожению, верующим во Христа часто приходилось скрывать свою веру. Так древние храмы археологи находят в римских катакомбах, где вместо икон аллегории, а слово Божие в притчах. Например, изображен юноша, пасущий овец. На руках его ягненок. И мы знаем, что это за образ, и о чем он говорит. Христос говорит: «Я есмь пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец своих». Мы встречаем среди символики и образ рыбы. Если по-гречески написать слово «рыба», то можно по первым буквам составить фразу: «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». И если на домах людей были нарисованы рыбы, для христиан означало, что здесь живут братья и сестры по вере. И в нашем иконостасе здесь мы видим образ рыбы, якоря и фактически изображение всех символов римских катакомб, как бы символически, и мистически соединяя наше время с первыми веками бытия христианской веры и единой церкви.
Начиная с четвертого века почитание Христа стало явным. И началось оно с того, что Самим Господом было прославлено животворящее древо Господне. После правителя Диоклетиана, именем которого обозначается последние жестокие гонения на христиан, добиваться власти стал один из правителей тогдашней империи Константин, который у своего отца унаследовал благосклонность к христианам.
И вот ночью, накануне битвы с Максенцием за единовластие империи, Константин вышел из шатра и увидел крест. В одних случаях историки пишут – огненный, в других их звезд. И еще он услышал голос с небес: «Сим (этим) победишь!» Потрясенный полководец приказал своим воинам изобразить кресты на щитах, мечах, шлемах, латах, а также поднять кресты над изображением орлов, которые носились перед полками. И воины ломали копья, перевязывали короткие и длинные части в крестовину и поднимали сооруженные кресты вверх. И после победы над Максенцием, Константин велел в Риме, на главном месте поставить статую с крестом в правой руке с надписью: «Этим спасительным знамением, истинным доказательством мужества я спас и освободил ваш город от ига тирана».
Чудесное явление креста и последующая победа в битве утвердили Константина в благоговейном отношении к христианству. И в начале 313 года в Медиолане он издал вердикт о прекращении всяких гонений на христиан. Константин перенес столицу империи из языческого Рима в новый город – Константинополь. Строящиеся христианские храмы он украшал изображением креста.
Императрица Елена, мать Константина, по просьбе своего венценосного сына предприняла путешествие в Иерусалим с целью найти крест Господень, которое завершилось успешно. В нынешнем Богослужении говорится, что вскоре после этого в небе над Иерусалимом не только ночью, но и днем, сияли два скрещивающихся луча. Христиане увидели в этом знак — Господь благословляет новую эпоху в Церкви Христовой. Из гонимой, она становится свободной, из малочисленной – верой для всех.
Поэтому чудесами, происшедшими при приобретении Животворящего Креста в земле, Бог показал миру, что кафолическая (вселенская) правая (православная) вера истинна. В месте этих событий в Иерусалиме был установлен праздник Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста на второй день после Пасхи. А позднее, в шестом веке, празднование перенесли на сентябрь. Это произошло после того, как в результате нашествия персов на Иерусалим животворящее Древо было взято в плен, внутрь Персиды, а в последующем, после победоносных битв, торжественно возвращено православным.
Вот мы сейчас стоим в этом Храме не просто перед образом креста, а перед крестным древом, где находится подлинная частица Животворящего Креста Господня.
Заглянув в историю, мы найдем не один и не два, найдем множество примеров чудодейственной силы креста Господня. Вот почему для нас с вами день Воздвижения Креста Господня является безусловно праздничным.
Мы видим крест, образ смерти бессмертного, и цену страдания невинного в искуплении грехов человеческих. Поэтому сегодня и облачения церкви особые, и день является постным. Мы христиане почитаем крест по-особому еще и тем, что после таинства Крещения не расстаемся с ним, одетым на нас. Не расстаемся с ним всю жизнь. И в гроб нас полагают с ним, и ставят на могиле крест, потому что после земной жизни – это знак, это ключ в царство небесное. Это для нас еще и символ надежды, что за покаяние, веру Господь откроет и нам свое царство.
В этот день еще и еще от всей души поздравляю всех с праздником. И желаю всем нам со смирением, со славой и любовью носить крест Господень, носить его образ на груди и в сердце своем, исповедуя свою веру и перед людьми, и перед творцом, и перед своей совестью.
Фото: Олег Дыбов
В храме Святой Живоначальной Троицы Божественную Литургию совершил протоиерей Сергий Евтушик.
Екатерина Ефимович